Смирнов Л.П.
Служба не удалась, |
|
... Я уже стал забывать, что когда-то был военным. Ведь после моей демобилизации прошло уже пятьдесят лет! Да и был ли я им? Даже не отвечу сразу. Но попробую.
Побудительной причиной, всколыхнувший воспоминания о столь давних годах, явилось появление в Интернете сайта specnabor.1953.
Срок моей военной службы был недолгим: начал - 1953, а 10.03.1958 года был уволен в запас приказом МО СССР № 0483 по статье 59 п. «б» . В то время я значился «начальником расчета горизонтальной проверки технической батареи», и имея положительную аттестацию, в течение пяти лет оставался в звании лейтенанта. Служба моя проходила в основном в деревне Белокоровичи Житомирской области. Мы жили в самой деревне, а наша часть находилась в лесу в полутора километрах от села. Ерунда, конечно, но бегать каждый день туда-сюда надоедало. Особенно марш-броски, которые проводились всегда ночью. Чтобы собрать офицеров, проживающих в деревне, за нами направлялись посыльные. Но пока солдат до меня добежит, пока я соберусь, и пока вдвоем доберемся до военного городка, дивизион уже готов к выступлению, ждут офицеров. Спасибо сержантам, они нас всегда выручали. В остальном, служба обычная: построения, наряды, учеба, стрельбы с выездом в Капустин Яр.
Так прошел первый год моей службы в Белокоровичах. В августе 1955 года вместе с двенадцатью водителями гусеничных тягачей меня откомандировали в город Харьков для получения шести тягачей (2 тяжёлых и 4 легких), и для дальнейшего их сопровождения и последующей эксплуатации в Плесецке Архангельской области. Здесь нас встретили представители от полковника Диброва, и мы своим ходом направились в тайгу, к конечному пункту нашей командировки, то есть к месту назначения. Мы оказались тут первопроходцами: наши тягачи развозили геодезистов с их оборудованием по тайге и ежедневно привозили их назад. В канун 1956 года геодезические работы были закончены, и мы вернулись со своими тягачами на Украину, где сдали их в 24-ю школу механиков-водителей тягачей. Не помню, какой это был город, откуда мы вернулись обратно в Белокоровичи. На память об этом периоде у меня сохранилась фотография, где я с бородой. В тайге отрастил бороду, бриться не очень хотелось.
В Белокоровичах задержался недолго. В середине лета 1956 года вместе со всем дивизионом, но без техники, нас передислоцировали в Байконур. (железнодорожная станция Тюратам). Расположились в палатках на берегу реки Сыр-Дарья, у самой воды, что было благом, потому что стояла невыносимая жара Некоторые даже получали тепловые удары. Отсюда нас возили грузовыми машинами на работу на космодром. Но сначала прямо здесь, на живых ракетах Р-7, носителях кораблей «Восток», мы, под руководством заводских инженеров осваивали новую технику с тем, чтобы потом ее обслуживать, готовить ракеты к пуску. Работать было очень интересно. Впечатляло все. Это вам не ФАУ-2. Удивляли масштабы и габариты И...С.П. Королев своим постоянным присутствием. При подготовке к пуску ракеты он иногда усаживался на табуретку недалеко от вертикально стоящей ракеты и подолгу о чем-то раздумывал. Подходить к нему запрещалось. Хвост ракеты размещался на уровне стартовой площадки, где он сидел. А наш расчет занимался двигательными установками ракеты, которые были на том же уровне, и наблюдать за ним было очень удобно. Иногда к нему подходили руководители работ из гражданских и о чем-то ему докладывали.
Надо сказать, что работа при нестерпимой жаре сильно утомляла. Вскоре часть нашего дивизиона заразилась острой дизентерией, и я в том числе. Целый месяц провалялся в госпитале. И здесь я узнаю, что меня командируют на остров Сахалин. Поскольку я находился в госпитале, вместо меня послали другого офицера. Он потом мне рассказывал, что они в проливе попали под жесточайший шторм, и его, несмотря на крепкое здоровье, выворачивало наизнанку.
Но в командировку меня все-таки упекли: на уборочные работы в казахское село во главе взвода солдат с машиной. К зиме нас перевели с казармы. Всю зиму продолжались работы по подготовке ракет-носителей к пуску. И было очень обидно, когда некоторые ракеты приходилось взрывать в воздухе. Нас, конечно, никто не упрекал, не винил. Но все равно нехороший осадок в душе оставался.
Прошла зима, наступило лето 1957 года. Весь личный состав нашего дивизиона был оставлен на полигоне в Тюратаме, а командира дивизиона, нескольких штабных офицеров, и в том числе меня, откомандировали назад в «любимую деревню», в Белокоровичи. Здесь нас укомплектовали новобранцами и начались старые «песни о главном». Тут я и подал рапорт об увольнении, Лег в госпиталь на обследование, где и решили, что задерживать меня не стоит. В марте 1958 года я был уволен в запас.
Так закончилась моя служба в армии, подобная неспетой песне. Ни чинов, ни наград я не заслужил. Прошло три года после окончания Артиллерийской академии, а я оставался все в том же звании, с которого начинал учебу в Академии. В Белокоровичах мне как инженеру оставаться начальником расчета горизонтальной проверки технической батареи надоело. Решил все забыть и начать «с центра поля»: на гражданке найти себе работу хотя бы в качестве конструктора. Так я вернулся на родину в город Киев, где устроился инженером в ГСКБ по сельхозмашинам. Здесь я разработал и внедрил в производство универсальную дробилку для кормов (ДДУ - 1,0). Демонстрировал ее, как участник ВДНХ СССР, в Москве в декабре 1962 года. Ее фото см. в БСЭ, 1972 г. том 8, с.1494. Она была продана Болгарии.
В 1964 году поступил ведущим конструктором в ОКБ Института проблем материаловедения Академии наук УССР в отдел оборудования и автоматики производственных процессов. Группа, которой я руководил, занималась порошковой металлургией. Вот основные наши разработки: вакуумная машина трения, вращающаяся печь для восстановления вольфрамо-никелевого сплава и другие. Все это делалось для нужд института и его научных исследований.
С 1967 по 1991 год работал научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником отделения Украинского научно-исследовательского и проектного института угольной промышленности СССР. Направление работ: открытая разработка угля с помощью роторных экскаваторов производительностью до 10000 кубометров в час. К ним - ленточные конвейеры той же производительности, длиной до 1 км, отвалооборудователи, вспомогательное оборудование. Разработчик его - Германия, но в СССР его быстро освоили и наладили производство у себя на Новокраматорском и Донецком машиностроительных заводах. Наш институт был головным в этой отрасли. Мы участвовали в освоении, испытаниях и совершенствовании этого оборудования. Хотя работа наша носила прикладной характер, но было место и для науки. Здесь у меня появились авторские свидетельства, статьи в научных журналах. Я даже замахнулся на диссертацию, но «демократия» помешала. В 1991 году был уволен «в связи с достижением пенсионного возраста». Пришла в страну демократия, а с ней все беды. Сейчас работаю управдомом...
Моя семья: жена - педагог, сын - инженер, два внука - студенты.
Л.П. СМИРНОВ
г. Киев
2008 г.
Текст по письму автора подготовил К.И. Хапилин, сокурсник. Л.П. Смирнова. Оба они - на фотографии, Л.П. Смирнов - справа.