Коршунков Евгений Егорович

Крылатые спецнаборовцы

 

Из истории РВ СН практически выпали страницы, связанные с созданием  крылатых ракет наземного базирования. В значительной мере их отработка пала на плечи спецнаборовцев. Для испытаний крылатых ракет на полигоне Капустин Яр был создан специальный отдел, куда по распределению после окончания академии имени Дзержинского была определена большая группа из набора 1953 года. Считалось, что их подготовка достаточна, чтобы заниматься самым необычным делом. Базировался этот отдел на площадке 4 «А» , расположенной примерно в 50 километрах от военного городка. В группы отдела, возглавляемые подполковниками Нежельским И.П., Оганяном В.Г., Подкидышевым Г.С., Сергеевым В.Л., пришли молодые инженер-лейтенанты Коршунков Е.Е., Можаев Т.М., Поповкин В.Е., Карасёв Е.П. Чуть позже в группу баллистики пришел Кравец Н.В., а в радийную группу – Гусев. До этого в отделе велась, в основном, отработка маршевых двигателей немецкой ракеты ФАУ-1. С 1955 года началась отработка первой отечественной крылатой ракеты КС-7, на базе которой был создан высоко проходимый подвижный фронтовой комплекс. В качестве ракеты  использовался истребитель МИГ-15 с доработанной системой управления и новой головной частью. Старт осуществлялся из контейнера с помощью двух пороховых стартовых ускорителей. В состав ракетного комплекса входили: подвижная пусковая установка с ракетой в контейнере, дизельная электростанция, машина управления и пуска, передвижная антенна наведения высотой около 10 метров. Ракета была оснащена высокоточной системой управления разработки главного конструктора – сына Берии Л.П. Практически все инженеры-испытатели из НИИ, разработавшего систему управления, имели воинские звания инженер-полковник. Противостояли им в качестве оценщиков мы, «зелёные» инженер-лейтенанты.

Наведение ракеты КС-7 осуществлялось по радиолучу. Полёт проходил на высоте всего 100 метров. Точность попадания на фронтовую дальность составляла единицы метров. Отработка ракеты была проведена в сжатые сроки. Все пуски проводили инженеры отдела под техническим руководством инженер-подполковника Калашникова Алексея Сергеевича. Отработка комплекса была завершена в 1956 году и он был принят на вооружение Советской армии. В последующем его передали в ВВС.

К сожалению, это направление развития техники не получило должного внимания в дальнейшем.

 

С 1956 года отдел полностью переходит на отработку ракет для Военно-морского флота. Полигон в Капустином Яре был хорошо оснащён высокоточными средствами траекторных и телеметрических измерений. Это существенно уменьшало сроки испытаний и повышало их качество. В 1956 – 60 г.г. на базе отдела образовали управление по отработке крылатых  и баллистических ракет ВМФ. Первая крылатая ракета предназначалась для подводных лодок с надводным стартом «П-10» Ракета запускалась из специального контейнера разгонными твёрдотопливными ускорителями. Конструктором комплекса был академик Челомей В.Н.. Зачётные пуски проходили с участием представителей полигона, но уже с подводной лодки в Баренцевом море. Ракета «П-10» имела очень высокую точность попадания. Полёт её проходил на малой высоте с огибанием рельефа местности. Использовался специальный высотомер. По своим тактико-техническим характеристикам «П-10» уже в то время превосходила ракету США «Тамагавк».

 

Особое место в тематике занимала отработка старта в условиях волнения моря. На площадке «4А» был сооружен специальный качающийся стенд под баллистическую ракету «ФМ-11», прозванный – «рога и копыта».

В 1957-58 г.г. управление на площадке «4А» пополнилось выпускниками Высшего военно-морского училища имени Дзержинского.

Жизнь наша тогда была целиком заполнена работой. Рабочий день продолжался 12 и более часов. В месяц было не более 2-3 выходных дней. До рабочих мест ездили по 50 километров в один конец на так называемых «вибростендах». ЗИЛы с КУНГами были без отопления, с жёсткими сидениями. Лишь через несколько лет появились ЛАЗы. Как и ЗИЛы они летом сильно перегревались. Работа и условия были тяжёлыми, но жизнь в целом была очень интересной и полезной для страны.

Значительная часть работы при испытаниях приходилась на долю инженеров электриков. Основная масса неисправностей выявлялась в системах управления. Эти системы обеспечивали комплексные проверки всех наземных и бортовых составных частей ракетных комплексов. Иногда приходилось сутками искать причины появления «минуса на корпусе». Отстыковывать до сотни разъёмов, чтобы выявить прибор или участок с пониженным сопротивлением изоляции. Особо грамотно работала стартовая группа под руководством лейтенанта Горошникова Д.Н.. Позже его наградили двумя орденами «Красной Звезды» и назначили заместителем начальника отдела по испытаниям гироскопических приборов, а затем в 1970 году перевели в ГУРВО. Неоценимый вклад в отработку ракетных комплексов вносили специалисты управления измерений. Благодаря телеметрическим и траекторным данным  с высокой достоверностью выявлялись слабые места. Высокое мастерство при расшифровке результатов измерений показывали лейтенанты Мальков, Батанин, Боровиков.

Наряду с проведением испытаний на полигоне велась большая научно-исследовательская работа. Выполняя НИР, испытатели повышали свою квалификацию и качество испытаний. Уже в первые годы службы на полигоне многие спецнаборовцы защитили кандидатские диссертации. Пионерами в этом были Борисевич и Рыженков.

Спецнаборовцы были также активными рационализаторами и изобретателями. Их предложения охотно принимались и внедрялись промыщленностью. Например, за счёт повышения напряжения и частоты питающего тока был внедрён метод ускоренного разгона гироскопов и тем самым повышена боевая готовность комплекса 8К63. В отделе автономных испытаний гироскопов активными экспериментаторами были Гуськов В.А., Коршунков Е.Е., Городилов В.И.

Время убедительно показало, что офицеры из бывших студентов по своему уровню не уступали разработчикам систем ракетных комплексов. В дальнейшем они смогли успешно работать в науке, в заказывающих управлениях, в промышленности.

К «отличникам» можно с полным правом отнести в НИИ-4 докторов технических наук Борисевича Ю.А., Тарасова В.И., Галактионова В.С., кадидатов технических наук Бордюкова М.М., Тимофеева Ю.С., Штундюка М.В., Касьянова С.В., Якушева А.Ф., Малышева Е.П., Сенина В.С., Новичкова В.И. и многих других.

В академии из офицеров, бывших студентов, выросли доктора технических наук, профессора Любомудров А.А., Алексеев А.И., Зелёненький В.П., Дементьев В.А., Кавешников Е.А. и другие.

В заказывающих управлениях, училищах и промышленности на ключевых должностях отлично показали себя Кравец Н.В., Шапкин В.Н., Стрелков А.И., Занин В.Н., Гусев Н.Ф., Патрушев В.С., Альбеков З., Качков В.А., Толкачёв Ю.П., Сивов В.И., Игольников С.А., Ясинский Г.А., Рюмкин В.М., Захаров А.Н., Сикарев В.А., Ванюрихин Г.И., Колодеев И., Гринь А.Г.

Неординарный шаг по реформированию армии путём использования отобранных в ведущих вузах страны хорошо учившихся студентов полностью себя оправдал. Успехи офицеров из студенчества во многом стали возможными благодаря тому, что служили они под началом мудрых руководителей, для которых знания были главным критерием. Огромная наша благодарность всем, кто отдал нам часть своих знаний, своей души, своего здоровья, своей жизни.